Мой Оренбург

5 признаков здорового стартапа. Неочевидные советы от инвестора

Чтобы привлечь венчурные инвестиции, недостаточно иметь хорошую команду и MVP. Вот 5 менее очевидных (но не менее важных!) вещей, которые помогут сделать ваш проект привлекательным для инвесторов.

1. Наблюдательный совет — это must have

Для стартапов, которые занимаются сложными технологическими продуктами, создание наблюдательного совета (advi­so­ry board) — обязательный пункт программы перед походом к венчурному инвестору. Если ваше приложение по обработке меданализов или софт для разработки геологических месторождений созданы без консультаций профильных ученых (желательно из какого-нибудь Стэнфорда или Беркли), вас просто не воспримут всерьез.

Есть также мнение, что наблюдательный совет имеет смысл собрать еще до создания стартапа (в особенности это актуально для наукоемких бизнесов). Допустим, вы хотите сделать продукт на стыке медицины и биотехнологий, а в вашей команде — исключительно экономисты, маркетологи и программисты. Тогда уже на нулевой стадии вам понадобятся внешние советчики. Если же в команде есть хотя бы один биолог или медик, то видных ученых можно подключать к проекту позже — когда на руках уже будет MVP или набор готовых гипотез для тестирования.

На практике многие российские стартапы недооценивают необходимость наблюдательного совета. Те, кто ориентируется на американский и европейские рынки, почти всегда его собирают — причем часто обращаются именно к иностранным экспертам. А вот стартапы, которые планируют работать в России, не видят в таком совете никакой нужды либо создают его исключительно «для галочки». И глубоко ошибаются.

Ученые, директора по маркетингу и СТО крупных компаний, консультирующие стартап на постоянной основе, — огромное подспорье для его быстрого роста и развития. Собрав наблюдательный совет, вы получите и ценную экспертизу, и информацию об ошибках, которые уже совершили до вас, — так вы сэкономите деньги и сможете расти быстрее. И для потенциального инвестора наличие advi­so­ry board станет хорошим знаком, что у вас всё серьезно, — а значит, риски инвестирования снижаются.

Где брать советников? Это сложный вопрос. В США эдвайзеров бизнесу поставляют университеты. Стартап может предложить самому топовому ученому стать частью его наблюдательного совета — это распространенная и хорошо отработанная практика. В России же, к сожалению, сотрудничество вузов с бизнесом не так развито. В Москве еще можно найти советников по маркетингу или IT в современных университетах типа ВШЭ и «Сколково» (они изначально создавались с упором на практику и взаимодействие с реальным бизнесом). Найти консультанта по науке намного тяжелее — ученые с кафедр МГУ, Бауманки и МФТИ консервативны и не готовы к диалогу со стартап-средой.

Но выход есть. Даже в классических университетах встречаются молодые ученые, готовые помочь бизнесу, — выходите на них напрямую в соцсетях. Потенциальных советников также можно найти в отраслевых сообществах и фондах. В конце концов, всегда есть возможность обратиться к зарубежным экспертам, например в LinkedIn или Angel­List.

Многие российские стартапы пытаются сэкономить на советниках: платят эксперту за разовую консультацию 5–10 тыс. руб., после чего вписывают его имя в состав своего наблюдательного совета. Так это не работает. Не пытайтесь провести инвестора — вам же самим дороже выйдет. Настоящие участники наблюдательного совета обычно работают за опцион, который предусматривает выкуп определенной доли компании (в среднем 0,25%, но размер может варьироваться от 0,1 до 2%, в зависимости от отрасли и вовлеченности каждого эксперта). Происходит это через согласованный промежуток времени — как правило, спустя 1–3 года.

Exit mobile version