Мой Оренбург

Лучшее в Оренбурге. Мы делаем город понятнее

Бизнес 1

Излишний оптимизм может навредить бизнесу, утверждают психологи. Что такое токсичный позитив и как с ним бороться

Оптимизм — важное качество в работе. Согласно опросу Lead­er­ship IQ, в 30% случаев мотивация сотрудников зависит от того, насколько они оптимистичны. Оптимисты эффективнее справляются со стрессом, а их здоровье крепче. Но позитивное отношение ко всему может стать проблемой для бизнеса. Что такое токсичный позитив и как с ним справиться, объясняют психологи.

Клинический психолог и доцент Иллинойского университета в Урбане-Шампейне Робин Л. Гобин говорит, что когда оптимизм затуманивает сознание, человек перестает видеть реальные проблемы, а иногда даже отрицает их, пишет Fast Com­pa­ny. В результате от создает больше трудностей, чем решает.

«Я говорю клиентам, что хочу, чтобы они смотрели на мир через прозрачные очки, а не через розовые очки, — отмечает Гобин. — Можно перейти черту и стать слишком оптимистичными». Когда оптимизм перерастает в отрицание — ситуацию, которую Гобин и другие эксперты называют токсичным позитивом, — это может навредить отношениям в команде. 

Токсичным позитивом можно описать состояние, когда ожидания человека не соответствуют исходным данным и когда он не готов к отрицательному исходу, объясняет консультант по организационной психологии Дэвид Шар. «Вы все время говорите: „Это сработает”. Или: „На следующей неделе коронавирус закончится”, а этого не происходит», — говорит Шар.

В исследовании 2017 года, опубликованном в журнале Con­scious­ness and Cog­ni­tion, признаком токсичного позитива называют ситуацию, когда человек не пересматривает свои взгляды на основе новой информации. По словам терапевта Лорен Кук, нереалистичный оптимизм подталкивает человека обесценивать свои эмоции и эмоции окружающих.

Вместо того чтобы признать вероятность проблемы и подготовиться к ней, человек полностью ее отрицает. Реалистичный взгляд на свой опыт и память о преодоленных трудностях могут стать опорой и дать понимание, что делать сейчас.

Когда сотрудник делится проблемой, а руководитель отвечает: «О, все будет хорошо», он тем самым обесценивает его опыт. Это может подорвать доверие, авторитет лидера и привести к недовольству и разобщению в команде. «Мы не учимся справляться с трудными, болезненными эмоциями. Но эта работа так же важна, как и умение быть счастливыми», — отмечает Кук.

Как не развить в себе токсичный позитив, сохранив при этом оптимистичный взгляд на вещи? По словам Шар, все начинается с изучения данных. Если вы будете объективно анализировать информацию, понимая, что все может пойти не так, как вы ожидаете, вы будете готовы к любым возможным вариантам.

Гобин советует понимать свои эмоции, а не убегать от них. Эмоции всегда сигнализируют о чем-то — не нужно игнорировать эти сигналы. Шар считает важным окружать себя людьми, которые имеют взгляды, отличные от ваших, и прислушиваться к ним. 

«Если вы знаете, что склонны быть излишне оптимистичными, вам нужен рядом реалист. Тот, кто немного более критичен, кто может бросить вам вызов. Вы должны обязательно дать этому человеку право голоса», — отмечает Шар.