Шаг 3
Определить формат работы с маркетплейсом
Большинство зарубежных маркетплейсов предлагают три формата работы с продавцами. Их главное отличие заключается в том, на чьей стороне реализуются процессы хранения, обработки, упаковки и доставки заказов. Для каждого варианта — свои нюансы экономики продаж.
Витрина
Маркетплейс выступает только витриной для покупки товаров и проведения оплат, а продавец полностью отвечает за хранение, обработку, упаковку и доставку заказа до покупателя. Иногда это схема — одна из многих (как у Amazon), иногда — по умолчанию (Etsy). Самые выгодные цены на международную доставку из России — у «Почты России». Но этот вариант подходит, только если клиент согласен ждать. В противном случае можно столкнуться со шквалом плохих отзывов и отказов от покупок.
Альтернатива — более дорогие, но быстрые международные почтовые сервисы. Пересылка может обойтись значительно дешевле, если они заточены под e‑com. К примеру, DPD выполняет международную экспресс-доставку грузов весом до одной тонны и делает скидки на их возврат в случае отказа.
Витриной обычно пользуются продавцы штучных или уникальных товаров — антиквариата, предметов искусства. Им не требуется полноценная система фулфилмента, можно легко посчитать экономику для одной продажи.
Витрина + доставка
По такой схеме работает, например, eBay. Выбирая этот тип сотрудничества, продавец сам обрабатывает, упаковывает заказы и отправляет их курьерской службе маркетплейса, которая организовывает доставку готовых посылок покупателю. Формат подойдёт при продаже товаров, требующих особо бережного отношения, или тем, у кого небольшой оборот. Кроме того, он имеет смысл в случае уже налаженного бизнеса внутри России, когда у интернет-магазина есть собственный фулфилмент, — тогда все процессы можно синхронизировать.
Предприятия, поставляющие товары в Европу, нередко арендуют склады в ближайшей стране ЕС. Оттуда дешевле рассылать посылки по разным регионам (по внутриевропейским тарифам логистических операторов). Таким образом, в экономику продаж нужно закладывать аренду и зарплату сотрудников склада. Для доставки товаров, проданных на eBay, можно использовать услуги DHL Express, имеющей специальное соглашение с маркетплейсом.
Витрина + фулфилмент
Маркетплейс полностью берёт на себя работу с заказами и всеми связанными процессами, от продавца требуется лишь поставка товара на склады маркетплейса. Это не всегда самый дешёвый, но очень удобный способ.
Например, FBA осуществляет быструю доставку покупателям, а также занимается возвратами и жалобами. К слову, маркетплейс отменил платёж за долгосрочное хранение на складе — от 181 до 365 дней.
Почти каждый маркетплейс с фулфилментом имеет калькулятор, который помогает продавцам посчитать экономику этой услуги. Например, инструмент от Amazon позволяет наглядно сравнить два варианта — FBA и FBM, — либо просто рассчитать комиссию, связанную с FBA. В неё входят обработка заказов, сбор и упаковка, исходящая доставка, весовая нагрузка, 30-дневное хранение, входящая доставка и подготовительное обслуживание.
Рассчитывайте экономику для конкретного товара заранее, с учётом всех вводных, чтобы не работать себе в убыток. В некоторых случаях международные хранение и доставка могут съедать до 30—35% стоимости товара.
Этот формат часто выгоден при больших объёмах мелкогабаритных товаров. А вот в случае с крупными габаритами организация логистики собственными силами или с привлечением партнёрской стороны, напротив, позволит сэкономить. Поэтому до размещения на маркетплейсе нужно тщательно анализировать товарную категорию.