Мой Оренбург

Лучшее в Оренбурге. Мы делаем город понятнее

Бизнес 1

«mmhmm нарушает все правила». Как из шутки и скуки родился новый стартап Фила Либина с миллионными инвестициями

Причём не надо специально учиться, чтобы освоить это, всё происходит само, как когда ты играешь в игру. Мы не делаем что-то просто бессмысленное, и мы не добавляем скучные нужные функции. Это наш фильтр.

«Rep­li­ka — хороший пример компании, с которой мы хотим работать»

В студии All Tur­tles у вас такой же фильтр?

— Не у всего там есть фан. В All Tur­tles мы работаем только над продуктами, которые решают реальные проблемы способами, невозможными ещё года два назад. У нас должно быть какое-то преимущество, связанное с развитием технологий или общества, которое прямо сейчас впервые делает что-то реализуемым. В All Tur­tles девять проектов с разными фаундерами, командами и бизнес-моделями, всех объединяет этот критерий. Поэтому у нас есть проекты, направленные на будущее здоровья и будущее работы.

— Один из проектов студии — стартап Евгении Куйды и Филиппа Дудчука Rep­li­ka. Почему вы считаете, что con­ver­sa­tion­al AI нужен и полезен? 

— Я давно знаю Женю. Мы уже хотели работать с Rep­li­ka, когда только начинали All Tur­tles. Я считаю их [Евгению и Филиппа] одними из лучших продуктовых мыслителей из всех, кого я встречал.

Большой инсайт Жени заключался в том, что все разговоры можно поделить на две категории: те, за которые мы готовы заплатить, чтобы они были, и те, за которые мы готовы заплатить, чтобы их не было. Все взаимодействия с ИИ обычно относились ко второй группе — общение с ботами в банке, в налоговой. А они [Евгения и Филипп] сделали ИИ-друга, с которым можно было говорить на эмоционально важные темы и он не пытался умничать. С ним легко обсуждать такие темы, потому что это не человек, он тебя не осудит. Через несколько лет стартап пережил пивот, теперь общение с ИИ-другом больше похоже на терапию. Сейчас Rep­li­ka используют люди, столкнувшиеся с одиночеством, с депрессией, им в пандемию особенно нужна поддержка.

Это крутой продукт. Я рад, что через несколько лет они [Евгения и Филипп] поняли, чем должен заниматься ИИ-друг, и остановились на эмоциональной поддержке. Rep­li­ka — хороший пример компании, с которой мы хотим работать.

«Создание продукта для себя не только суперсила, но и источник проблем»

Вернёмся к mmh­mm и Ever­note чем опыт развития этих двух компаний для тебя отличался?

— Мы сделали много вещей в Ever­note, которыми я горжусь, много учились на своих ошибках. Одна из моих главных ошибок, которую я сделал в Ever­note, — несколько лет особо не думал, как люди будут совместно его использовать. В самом начале это был продукт для одного человека, что обеспечило ранний успех, но и стало препятствием для работы в командах, в компаниях. Так что с первого дня мы решили, что mmh­mm будут использовать для взаимодействия с другими людьми. Это главное отличие в философии.

Кстати, создание продукта для себя не только суперсила, но и источник проблем. В Ever­note мы поняли это только через пару лет. Сейчас мы знаем об этих проблемах и можем быстрее с ними справиться. В Ever­note у нас были офисы, все собирались в одну большую комнату, а mmh­mm растёт в эпоху коронавируса — я нанял 20 людей, которых никогда не видел! Это интересно, посмотрим, что изменится в следующем году.

А о каких проблемах ты говоришь?

— Когда создаёшь для себя, очень сложно привлекать новых людей. Команда состоит из опытных пользователей, и большой риск — начать делать только то, чего они хотят. Это замедляет рост. Поэтому сейчас мы больше занимается исследованиями интересов пользователей и разработкой для них. И мы более осознанно подходим к команде. В Ever­note мы нанимали моих друзей и друзей Степана.

Первые несколько лет мы работали гомогенной командой, где каждый был старым русским чуваком. Это не лучший вариант, если хочешь создать продукт для всех людей в мире. Сейчас мы больше внимания уделяем разнообразию. Платим рекрутёрам, которые ищут сотрудников с разным бэкграундом по всему миру.