Мой Оренбург

Лучшее в Оренбурге. Мы делаем город понятнее

Бизнес 1

«Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают „Профи“». Егор Руди о выходе на международные рынки, технологических вызовах и внутренней культуре компании

После крайне успешного начала года мы внезапно оказались в очень сложной ситуации.

Sequoia Cap­i­tal выпустила знаменитое письмо «Винтер из каминг», и наши инвесторы, вторя ей, просили просчитывать самые пессимистичные сценарии развития событий.

Мы разработали три сценария изменений рынка и обновляли их каждую неделю, а иногда и чаще. В каждом из них был свой уровень сокращения расходов. У нас даже был вариант под кодовым названием «Армагеддон». В нём выручка падала больше, чем на 50%, и нужно было сокращать часть людей. К счастью, до этого сценария рынок услуг не дошёл.

Я сначала нервничал, что мы так много времени тратим на моделирование, а потом понял, что именно это упражнение даёт мне и всей команде гораздо больше уверенности и спокойствия даже в самой волатильной ситуации. Теперь я благодарю наших инвесторов Bar­ing Vos­tok за то, что они так настаивали на просчёте всех вариантов.

В итоге из-за пандемии по заказам мы выросли всего на 30% вместо 70% запланированных. Несмотря на это, экономика компании по сравнению с прошлым годом улучшилась в два раза за счёт повышения операционной эффективности во всех областях. Мы стали лучше делать маркетинг, закрывать заказы, разрабатывать продукт. Это позволило нам к сентябрю выйти на операционную прибыль. В 2021 году мы будем прибыльными, если не решим снова разгонять рост.

Особенно трогательна была реакция сотрудников на трудности компании. Вместо сокращений мы спросили, готовы ли они временно, в долг, отказаться от части своей зарплаты. В среднем люди согласились на два месяца отказаться от 30% компенсации. А когда я увидел, что несколько людей отказались от 100% ЗП, — я расплакался. Я знал, что они крутые, но даже и не подозревал, насколько можно на них положиться. Ни один человек не ушёл из компании из-за временных сложностей.

Весной мы обычно проводим engage­ment sur­vey, чтобы измерить вовлечённость команды. В этом году опрос мы отменили, потому что сложно придумать более честный замер вовлечённости, чем добровольный отказ от части своей ЗП.

Bar­ing Vos­tok тоже «заполнил опросник вовлечённости» и в экстренном режиме инвестировал $5 млн, в то время когда почти все инвесторы замерли в ожидании.

Именно в сложных ситуациях ты можешь понять глубину отношений с сотрудниками, инвесторами, друзьями — и это был ровно тот случай.