Мой Оренбург

Лучшее в Оренбурге. Мы делаем город понятнее

Бизнес 1

«Нельзя побороть гравитацию». Новый глава Amazon рассказал о главном уроке, который вынес из бизнеса

3 февраля Джефф Безос объявил, что уходит с поста гендиректора Ama­zon и передает бразды правления Энди Ясси, который возглавлял облачный сервис компании Ama­zon Web Ser­vices с момента его создания. Этот неожиданный шаг заставил многих задаться вопросом, кто такой Ясси и каким лидером он будет. В интервью три года назад Ясси изложил свою концепцию лидерства и поделился одним из самых ценных уроков, который он усвоил за время работы в Ama­zon, пишет Inc.com.

Когда Ясси спросили, какой самый важный урок он усвоил за время работы в компании, он рассказал историю запуска Ama­zon Mar­ket­place, которая произошла в 2000 году. Тогда «крах доткомов» вынудил закрыться тысячи технологических стартапов, а оставшихся на рынке игроков, в том числе Ama­zon, работать в убыток. За два года стоимость акций компании упала с $91 до $15.

В то время Ama­zon продавала только те товары, которые закупала сама. Очевидно, что можно было зарабатывать больше, позволив сторонним продавцам торговать на площадке, как это делали eBay и Half.com. Но многие в руководстве Ama­zon были против этой идеи.

«У нас была очень оживленная дискуссия о том, должны ли мы позволить сторонним продавцам торговать на сайте Ama­zon. Во-первых, мы были твердо убеждены, что сторонние продавцы не будут так сильно заботиться о клиентском опыте, как мы, потому что это было центральной частью всего, что мы делаем, — вспоминает Ясси. — А затем некоторые задались вопросом, как поставщики Ama­zon отнесутся к тому, что сторонние продавцы начнут продавать товары вместе с ними».

Тем не менее, после долгих дебатов компания позволила сторонним продавцам работать с Ama­zon. Отчасти это было в интересах клиентов, которые должны были оценить более широкий ассортимент товаров. 

«Мы поняли — нельзя побороть гравитацию. Если что-то должно произойти, хотите вы этого или нет, это произойдет. Гораздо лучше смириться с каннибализацией своих проектов или возглавить тот тренд, в котором развивается мир, чем кричать на ветер, желать невозможного или пытаться сопротивляться неизбежному», — сказал Ясси.

Это оказалось действительно важным уроком «для Ama­zon как компании и для меня лично», добавил он. Сегодня примерно половина товаров, которые продаются на Ama­zon поставляют сторонние продавцы. «Это было очень хорошо для наших клиентов, а также очень хорошо для нашего бизнеса», — заключил предприниматель.

Сказанное Ясси перекликается с «дилеммой новатора» — идеей, выдвинутой гарвардским профессором и писателем Клейтоном Кристенсеном, который утверждал, что успешные компании должны постоянно разрушать собственный бизнес, даже ценой более низкой рентабельности инвестиций, пишет Inc.com. Если они этого не сделают, появится другой стартап и украдет их клиентов. Запуск Ama­zon Mar­ket­place стал признанием этой реальности.