Мой Оренбург

Лучшее в Оренбурге. Мы делаем город понятнее

Бизнес 1

«Российского венчурного рынка не существует». Илья Кобяков, «ТилТех капитал» — об итогах года и главных сделках фонда

С современными ценами на разработку 20 млн руб. — это скромная сумма, «ВкусВилл» столько тратит в месяц только на поддержание IT-системы. Понятно, что это огромная компания, но даже у некоторых наших портфельных на IT уходит около 5 млн руб. в месяц.

Среди последних повторных инвестиций — «Убиратор», Doro­gob­oga­to и РДК, а среди новых — Shine Is, «Чекбокс», Blue Sleep, Stream­Sale, Luxxy. Последняя на сегодняшний момент, предпоследняя в году — с лавкой «Редиска». О самой большой сделке за год мы ещё не объявляли в СМИ.

— Какую сделку 2020 года в потребительском секторе вы можете назвать самой интересной?

— С Doro­gob­oga­to. 80 млн руб. вложили в этом году, а начали инвестировать в прошлом с 10 млн. Это волгоградский бренд женской одежды. Название, кстати, скорее всего, поменяется в следующем году. Два года назад у них было небольшое производство и несколько розничных магазинов женской одежды. Они могли менять коллекции раз в две недели и били в сегмент fast fash­ion. Занимались примерно тем же, чем Indi­tex в начале своего пути, — быстро ловили тренды и делали так, чтобы товар быстро оказался на полках. Компания работает в низком ценовом сегменте, платье у них стоит 2 тыс. руб.

Когда мы заходили, компания была совсем небольшая, там оказались проблемы с учётом, висел большой кредит, потому что в 2011 году ребята напоролись на долларовую закупку, и потом как-то раз у них горел склад. Но в целом идея «построить русскую Zara» казалась очень здравой, потому что большинство российских компаний на тот момент везли одежду из Китая или других стран и никто из них не мог дать такой скорости обновления коллекции.

Российская экономика в потребительском сегменте потихоньку переходит на внутренний спрос и внутренние производства. А эти ребята понимали, как организовать производство и работу с другими производствами внутри России так, чтобы построить компанию замкнутого цикла. В локдаун, когда границы закрылись, и всё встало, они не встали.

Даже несмотря на то что магазины в торговых центрах простояли закрытыми 1,5 месяца. Когда Doro­gob­oga­to открылись, они показали отличную динамику. По сути, они оседлали волну импортозамещения. На горизонте лет пяти появится много таких брендов, и не только одежды, которые вертикально интегрированы и работают на внутренний спрос. Если цепочку добавленной стоимости полностью делать в России, то у тебя появляются два конкурентных преимущества — цена и скорость. Доллар растёт, а пока из Китая довезёшь, пройдёт время, которое может оказать влияние на выбор потребителя.

Как ещё пандемия повлияла на потребительский сектор?

Произошёл однозначный бум онлайна. Люди за очень короткий промежуток времени узнали, как купить товар через приложение или сайт, что такое доставка в день заказа.

Мы общались с компанией Check­box ещё до пандемии, они работали в Краснодаре. У них есть самостоятельно разработанная технология пуллинга, что позволяет делать доставку в день заказа в часовой интервал по той же цене, по которой она делается на следующий день в шестичасовой интервал. У них отличная динамика, в сентябре они вышли в Москву, в ближайшие 3 — 4 месяца должны покрыть своими курьерами весь город и замелькать на улицах, как «Яндекс.Еда» и Deliv­ery Club.

В этом году на инвесткомитетах вы отказали двум компаниям. Чем они вам не подошли?

Мы стараемся заходить в компании, которым мы принесём какую-то дополнительную стоимость кроме денег.