Российский онлайн-ретейлер Wildberries начал продажи во Франции, Италии и Испании. Сайты и мобильные приложения в этих странах работают на национальных языках. Доставкой товаров займутся логистические партнеры компании, узнал Inc.
Впервые за пределами стран бывшего СССР Wildberries заработал в прошлом году — в Польше, Словакии и Израиле. В январе 2021 года компания вышла на рынок Германии. В новых странах Wildberries придется напрямую конкурировать с Amazon — крупнейшим онлайн-ретейлером в мире, который в России не работает, отметил Bloomberg.
В интервью изданию гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук рассказала, что два года назад была поражена, узнав, что косметическая марка L’Oreal, один из ведущих поставщиков компании, продает через Amazon в 400 раз больше товаров.
«Я знала, что мы работаем в другом масштабе, но когда я увидела эти цифры, я поняла, что мы на самом деле никто. Есть так много всего, к чему нужно стремиться», — вспоминает Бакальчук. По ее словам, с тех пор разрыв между компаниями сократился до 70 раз.
Одно из преимуществ Wildberries перед западными конкурентами — тесные связи с мелкими поставщиками, возникшие после кризиса 2014 года, добавила Бакальчук. С тех пор число партнеров маркетплейса выросло с нескольких тысяч до почти 100 тыс., а ассортимент достиг 5 млн позиций, пишет Bloomberg.
По словам предпринимательницы, технологии и подход Wildberries легко адаптировать к новым рынкам. «Наша сильная сторона в том, что мы работаем с малым бизнесом, и страна здесь уже не имеет значения», — сказала она.
Wildberries — крупнейший онлайн-ретейлер в России. В 2020 году его оборот вырос почти в два раза — до 437 млрд руб. ($5,9 млрд). «Прошлый год дал нам большой толчок, побудив двигаться в том направлении, в котором мы планировали в конечном итоге развиваться. Но нам пришлось ускориться», — сказала Бакальчук.
В результате компания получила 14% рынка электронной коммерции в России, что вдвое превышает долю Ozon, ее ближайшего конкурента. Wildberries не сообщает никаких финансовых показателей, кроме объема продаж, но утверждает, что год был прибыльным. Бакальчук, владеющая 99% компании, увеличила собственный капитал до $10,9 млрд и стала самой богатой женщиной России по версии индекса миллиардеров Bloomberg.
По ее словам, в России Wildberries тоже столкнется с серьезной конкуренцией. «Рынок вырос, и на него входят серьезные игроки. Гонка в России только начинается», — добрила она. У соперников хватает финансовых возможностей, но догнать Wildberries будет сложно из-за «мощной логистики», сказал Bloomberg ооснователь исследовательской компании Data Insight Борис Овчинников.
Когда рынок успокоится, Wildberries может перерасти модель семейного бизнеса, но пока что Бакальчук занимает наиболее выгодную позицию, считает директор исследовательской компании Infoline Иван Федяков.